воскресенье, 5 июня 2011 г.

плюсы и минусы онлайн консультаций



Время от времени приходиться натыкаться в сети на различные публикации по теме онлайн консультирования. Тональность публикаций варьируется от резко негативной, до ярковыраженно позитивной. Кроме того, нередко и сами клиенты, которые колеблются но хотят со мной работать, задают вопрос, который поставлен в заголовок темы. Этой публикацией я хочу внести ясность в этот вопрос и развеять некоторые мифы. Все мысли, которые описаны ниже, основаны на моем личном опыте и опыте моих коллег.

Минусы онлайн консультирования

Самым заметным недостатком, на который ссылаются большинство противников онлайн консультирования, - опосредованность общения с клиентом.
При непосредственном общении (лицом к лицу), консультант получает не только ту информацию, которую излагает клиент, но может наблюдать за его позой, мимикой, эмоциональным состоянием. Таким образом "расшифровывая" все информационные каналы дополняет цельную картину о клиенте и о том, что именно он чувствует и что хочет "сообщить" специалисту.
При опосредованном общении (общение через ICQ, телефон, письма), часть информации консультанту не передается в силу объективных причин.
Недостаток существенный, однако единственный, который я вижу. Кроме того, он чудесно компенсируется некоторыми преимуществами о которых мы поговорим ниже.

Плюсы онлайн консультирования

Экономнее
Для любого человека стоимость услуги является немаловажным критерием, по которому он ориентируется делая свой выбор. Стоимость онлайн консультаций как правило ниже чем у психолога, который принимает очно. Последнему приходится тратить свой доход не только на себя любимого и в качестве налогов любимому государству. Но еще и достаточно ощутимую часть этой суммы - отстегивать своему не менее любимому арендодателю, службам ЖКХ и на ежедневные перемещения своего тела из дома в офис и обратно. В общем, не легко ему приходится, в результате чего - приходится сложнее и его клиентам, которые фактически оплачивают не только труд любимого психолога, но и все его дополнительные расходы. У психолога, который консультирует онлайн - ощутимая часть расходов пропадает, в следствии чего стоимость услуг становится ощутимо меньше, а клиент экономит свои кровно заработанные на расходах не связанных с консультациями.
Безопаснее
Под безопасностью в данном случае я имею ввиду безопасность психологическую. Человек, который общается с психологом находясь у себя дома (или в другом комфортном для себя месте), со своей любимой чашкой кофе, в своем любимом кресле - всегда чувствует себя более безопасно и комфортно. Этот фактор позволяет специалисту легче снимать некоторые барьеры в передаче и получении информации от клиента, частично компенсируя недостаток, о котором говорилось выше. Этот же фактор, позволяет резко сократить психологическую дистанцию между консультантом и клиентом, вызывая более доверительное, а часто и дружеское общение, что позволяет очень эффективно производить изменения в позитивную сторону.
Конфиденциальнее
Немаловажный фактор также и в том, что некоторым клиентам не хочется афишировать посещение психолога перед близкими и родными. При онлайн консультировании это сделать значительно легче и почти на 100% гарантируется полная анонимность.
Мобильнее
В наш век скоростей и "мертвых" пробок это преимущество онлайн консультаций является достаточно ощутимым. Где бы не был клиент, где бы не был консультант - связь между ними не рвется, а консультации можно проводить без вынужденных перерыров. Любому психологу, который работает очно, знакома ситуация, когда из-за вынужденной паузы, приходилось "откатываться" назад и проводить работу с клиентом заново. Кроме того, не каждому клиенту под силу выдержать график посещения психолога, учитывая загруженность в своем распорядке дня. Часто клиентам просто не хватает терпения, чтобы постоянно выкраивать удобное время "под запись". А ведь еще нужно добраться до офиса психолога и обратно.
Документирование
Важным аспектом в консультировании является документирование полученной информации. За час-два консультаций, клиент получает значительный объем новой информации, которую не всегда способен усвоить сразу. При общении по ICQ, клиент может перечитывать историю консультаций сколько угодно, освежая общение в памяти и открывая для себя новые грани собственного мировоззрения. Кроме того, прямо во время консультаций, психолог может давать ссылки на дополнительные материалы, литературу, графики, картинки, видео-ролики. Чего не всегда можно добиться у очного консультанта.

1 комментарий: